
Глава столицы Юсуп Умавов сегодня принял участие в Республиканской конференции, посвященной развитию общественного транспорта.
"Махачкала является крупнейшим экономическим, культурным и транспортно-логистическим центром Северо-Кавказского региона. Поэтому обсуждаемые вопросы являются актуальными и помогут решить ключевые проблемы транспортной инфраструктуры нашей столицы.
Динамичный рост города в последние десятилетия подчеркивает необходимость выработки новых решений, отвечающих современным вызовам как в части создания транспортной инфраструктуры, так и в обеспечении населения общественным транспортом", – отметил Умавов.
В своем докладе мэр столицы обозначил меры, принимаемые администрацией города для решения ключевых задач в сфере пассажирского транспорта.
Основные направления работы:
1. Обновление транспорта.
• В 2023–2024 годах в рамках федерального проекта Махачкала приобрела 64 современных низкопольных автобуса большого класса и 28 автобусов среднего класса. Все они переведены на регулируемый тариф.
• Ежегодно администрация Махачкалы выделяет около 400 миллионов рублей из муниципального бюджета для компенсации выпадающих доходов перевозчиков.
• В текущем году направлена заявка на приобретение 97 транспортных средств в рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта». Также подана заявка на участие в проекте «Чистый воздух» для получения 40 троллейбусов и 60 автобусов среднего класса.
2. Оптимизация маршрутной сети и пересмотр схем организации дорожного движения.
• Пассажирские перевозки в Махачкале осуществляются по маршрутным сетям, сформировавшимся за длительный период (средний «возраст» маршрутов более 20 лет), которые не соответствуют современным требованиям.
• В повестку предстоящей сессии городского Собрания депутатов включен вопрос о выделении средств на разработку документов транспортного территориального планирования, включая комплексную схему организации дорожного движения и транспортного обслуживания населения.
• Каркас маршрутной сети будет сформирован на основе магистральных линий с отказом от дублирующих маршрутов и внедрением мультимодальной пересадочной модели, что позволит улучшить качество обслуживания пассажиров.
3. Развитие транспортной инфраструктуры.
• При оптимизации системы транспортного обслуживания важным вопросом является рациональное размещение и оборудование остановочных пунктов, включая доступные для маломобильных пассажиров.
• В настоящее время пересматривается схема размещения 472 остановочных пунктов с целью их оптимального расположения у пересечений улиц и пассажирообразующих объектов.
• Работы по установке новых остановочных павильонов уже начаты: установлено 7 новых павильонов, а в текущем году планируется установка еще около 100. Все они будут оснащены камерами видеонаблюдения, электронными табло, Wi-Fi и розетками для подзарядки мобильных устройств.
4. Обеспечение приоритетных условий движения пассажирского транспорта.
• В рамках улучшения улично-дорожной сети города предусмотрено введение выделенных полос для движения пассажирского транспорта. Первоначально данные мероприятия будут проведены на проспекте Акушинского.
В рамках введения выделенных полос планируется оптимизация участков для разворотов, организация Т-образных перекрестков и демонтаж более 30 выездов на проспект с примыкающих улиц.
* В настоящее время работы в данном направлении уже начаты на пересечении пр. Акушинского и ул. Абдулхамида Юсупова, где обустраивается Т-образный перекресток с дополнительной полосой разворота. Данное решение позволит обеспечить беспрепятственный пропуск наземного городского пассажирского транспорта и увеличит среднюю скорость пассажирского транспорта на пр. Акушинского с 11–13 км/ч до 14–17 км/ч (примерно на 30%).
Цифровая трансформация
При оптимизации систем транспортного обслуживания мы считаем необходимым проведение цифровой трансформации путем создания Единого диспетчерского центра. Однако приобретение дополнительного периферийного оборудования, обслуживание вышеуказанных модулей и обеспечение их функционирования требуют значительных финансовых затрат. Администрация приложит все возможные усилия для решения этого вопроса и рассчитывает на поддержку Правительства Республики Дагестан.
Снижение транспортной нагрузки
Для снижения транзитной нагрузки на улично-дорожную сеть города и повышения ее пропускной способности администрация ввела запрет на заезд в город грузового автотранспорта общей массой свыше 8 тонн в дневное время и установила 5 рубежей комплексов фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения на основных заездных магистралях города. Кроме того, хорошим решением для снижения загруженности дорог столицы станет строительство объездных путей.
Все озвученные планы по улучшению транспортной системы Махачкалы находятся на стадии разработки и будут доработаны. В частности, будут учтены предложения, озвученные главой республики Сергеем Меликовым на Республиканской конференции.




