
В администрации Махачкалы прошло 52-е заседание городского Собрания депутатов 2-го созыва, на котором с докладом выступил глава Махачкалы Юсуп Умавов.
"Уважаемый Марис Сиражутинович!
Уважаемые депутаты городского Собрания!
Уважаемые коллеги!
В соответствии с Уставом города представляю ежегодный отчёт Собранию депутатов городского округа «город Махачкала» о результатах деятельности администрации города за 2024 год. В адрес Собрания депутатов направлен ежегодный отчёт. Уверен, что вы с ним ознакомились. С учетом мнения депутатского корпуса и по результатам обсуждения будут скорректированы задачи, стоящие перед Администрацией в этом году.
Позвольте мне, вкратце, доложить об основных направлениях нашей работы за 2024 год.
Уважаемые депутаты!
Мы работаем ради людей и наши усилия направлены на улучшение их жизни, повышение эффективности, действенности проводимой работы.
Президент России Владимир Владимирович Путин на церемонии вручения Всероссийской муниципальной премии «Служение» в рамках второго Всероссийского муниципального форума «Малая родина – сила России», обращаясь к муниципальным служащим сказал: «Нет более сложной работы, чем ваша. Потому что чем выше, тем, конечно, ответственность больше, но прямого контакта с людьми меньше. А только там, на вашем уровне, где есть прямой контакт с людьми, там воспринимаешь весь нерв происходящих событий, все проблемы, с которыми сталкивается каждый конкретный человек, а значит, и вся страна».
Это действительно так, поскольку мы с вами, уважаемые депутаты, формируем повестку социально-экономического развития города с учетом потребностей горожан, решения ключевых задач и перспектив развития.
В результате нашей слаженной деятельности, итоги истекшего года в целом демонстрируют поступательное развитие города по всем направлениям деятельности. Благодаря принятым руководством страны и республики своевременным и эффективным решениям удалось минимизировать негативное влияние санкций на экономику и социальную сферу, и продолжить работу по реализации государственных и муниципальных программ по различным направлениям.
Особое внимание уделено семьям и участникам Специальной военной операции.
Администрация Махачкалы наладила качественное взаимодействие с Собранием депутатов города, с республиканскими органами власти, чтобы обеспечить реализацию всех стоящих перед нами задач.
В истекшем году Администрации города удалось решить большинство поставленных перед нами руководством республики и махачкалинцами задач, обеспечить тенденции к устойчивому развитию, достичь положительных результатов в социально-экономической сфере.
Благодаря мерам господдержки, реализации национальных проектов и программ нам удаётся решить основные проблемные задачи, стоящие перед городом.
Свой отчет хочу начать с основных макроэкономических показателей, которые демонстрируют состояние экономики Махачкалы в целом.
Объем отгруженных товаров.
Так, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг организациями промышленности в 2024 году составил 14 млрд 380,5 млн рублей, что составило 120% к уровню 2023 года.
Инвестиции.
Объем инвестиций в основной капитал за счёт всех источников финансирования в 2024 году по предварительным оценкам составил 42 млрд 536,7 млн рублей, темп роста к 2023 году - 126%.
Строительство.
Объем работ, выполненных крупными и средними организациями и предприятиями по виду деятельности «Строительство» составил в 2024 году 6 млрд 970 млн рублей, темп роста к 2023 году – 109 %.
Жилье.
Ввод общей площади жилых домов за счёт всех источников финансирования в 2024 году составил 557 тысяч 514 кв. м., что составило 143,2% к 2023 году. Ввод индивидуального жилья составил 434 277 кв. м, МКД- 123 237 кв. м.
Оборот розничной торговли.
По предварительным оценкам в 2024 году составил 511 млрд 433,1 млн рублей или 110,7% к уровню 2023 года.
Объем платных услуг населению за 2024 составил 36 млрд 297,7 млн рублей или 114% к 2023 году.
Оборот субъектом малого и среднего предпринимательства в 2024 году составил 119 млрд 452,7 млн рублей. Темп роста оценивается в 110,8% к уровню 2023 года.
Зарплата.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на одного работника предприятий и организаций в 2024 году составила 57 тысяч 841 рублей, темп роста к 2023 году – 114,3 %.
Численность вновь созданных рабочих мест составила 4 213 мест. К утверждённому плану на 2024 год фактический рост составил 107,7 процента.
Бюджет.
Уважаемые депутаты!
Особое внимание Администрацией города уделялось вопросам бюджетной обеспеченности и его сбалансированности.
Доходы.
План по налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета города Махачкалы на 2024 год составлял – 6 млрд 671 млн рублей, в том числе:
налоговые доходы – 4 млрд 683,0 млн рублей;
неналоговые доходы – 1 млрд 988,0 млн рублей.
Фактически поступило в бюджет города налоговых и неналоговых доходов в сумме 6 млрд 8,5 млн рублей или 90,1% к плану, из них:
налоговые доходы - 5 млрд 21,3 млн рублей, 107 % исполнения;
неналоговые доходы - 987 млн рублей, 50 % исполнения.
При этом в 2024 году, по сравнению с предыдущим (2023) годом по результатам проведенных мероприятий нам удалось увеличить собственные доходы на 38 % или 1 млрд 660 млн рублей.
Позвольте вкратце изложить сложившуюся в финансовой сфере ситуацию. По отношению к заданиям, установленным республиканской межведемственной комиссией на 2024 год (5 млрд 53,0 млн рублей) исполнение составило 119% или прирост на сумму 956 млн рублей.
Низкий процент исполнения по отношению к утвержденному плану по доходам (90,1%) обусловлен с возникшими дополнительными расходными обязательствами города, не обеспеченными доходными источниками, которые отразились на увеличении дефицита бюджета и на покрытие которых был увеличен план по неналоговым доходам.
Дополнительные расходные обязательства возникли в связи со следующими обстоятельствами:
возвратом субсидий в Минстрой РД по решению суда на взыскание средств, выделенных для переселения граждан из аварийного жилья в сумме 638 млн рублей;
повышением тарифа по водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению в общей сумме 256 млн рублей, которые планировались компенсировать из федерального бюджета в виде субсидий и не были компенсированы;
субсидированием выпадающего дохода по регулируемым тарифам на перевозку пассажиров на вновь приобретенных по программе автобусах (регулируемый тариф является условием получения автобусов по программе) в сумме 182 млн рублей;
погашением ранее взятого коммерческого кредита в сумме 200 млн рублей;
взысканием средств из бюджета города по ранее принятым и вступившим в силу решениям судов около 200 млн рублей.
(Всего 1 млрд 476 млн рублей).
На покрытие дефицита бюджета планировалось направить, в том числе доходы от продажи муниципального имущества в сумме 936 млн рублей за счёт приватизации квартир, которые были построены для переселения граждан из аварийного жилья в домах, которые в последующем решением суда были признаны не подлежащими переселению и включены в прогнозный план приватизации. Однако, до конца прошлого года эти квартиры остались не реализованными.
При плане 1 млрд 988 млн рублей фактически поступило неналоговых доходов в сумме 987 млн рублей (50%). При этом по отношению к предыдущему году темп роста составил 198% или 489 млн рублей.
Расходы.
Кассовое исполнение бюджета по расходам составило 14 млрд 442, 2 млн рублей, что на 1 млрд 135,6 млн рублей больше расходов произведённых в 2023 году.
Особо отмечу, что расходы бюджета Махачкалы в 2024 г. имели ярко выраженную социальную направленность - 10 млрд 605,7 млн рублей или 69 процентов от общей массы расходов выделено на финансирование социальной сферы.
Увеличение доходной части консолидированного бюджета города Махачкалы
В 2024 году проводилась работа по мобилизации доходов в бюджет города Махачкалы по направлениям:
погашение задолженности по имущественным налогам;
легализация предпринимательской деятельности;
снижение неформальной занятости;
по максимальному вовлечению в налогооблагаемый оборот земельных участков и объектов капитального строительства.
В 2024 году урегулирована задолженность по платежам в бюджет города Махачкалы по имущественным налогам в сумме 919 млн рублей.
По данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 января 2025 года числится 16 185 субъектов. За 2024 год, в том числе по результатам проведенных мероприятий совместно с внутригородскими районами и всеми задействованными структурами в рамках деятельности зональной рабочей группы по увеличению доходов бюджета зарегистрировано в реестре 2095 новых субъектов.
По снижению неформальной занятости при плане 3 527 человек, фактическое исполнение составило - 5 272 (149,5 %).
На 1 января 2025 года обеспечено внесение в налогооблагаемую базу 212 227 объектов капитального строительства. Из них за 2024 год занесено 8 761 объект.
Актуализировано и внесено в налогооблагаемую базу 112 367 земельных участков. Из них за 2024 год - 8 497 участков.
За 2024 год в рамках проведённых профилактических мероприятий выявлено 1 061 земельный участок, используемых не по целевому назначению, из них приведено в соответствие видов фактического использования – 67 участков, вынесены предостережения 135 правообладателям земельных участков. По остальным участкам мероприятия также проводятся
Проводятся мероприятия по выявлению наиболее крупных объектов (торговых домов) капитального строительства, которые эксплуатируются в коммерческих целях, сдаются в аренду без правоустанавливающих документов и регистрации в ЕГРН, и которые выпадают из налогооблагаемой базы по имущественным налогам.
В отношении указанных объектов, с применением имеющейся судебной практики, начаты мероприятия по сбору материалов и последующему направлению судебных исков в суды об ограничении их эксплуатации до получения правоустанавливающих документов.
По результатам проведенной работы налоговая база за год по налогу на имущество физических лиц увеличена с 613,3 млн рублей до 1 млрд 40,3 млн рублей (прирост 427 млн рублей).
Неналоговые доходы.
От использования муниципального имущества в доход бюджета г. Махачкалы в 2024 году поступило средств на сумму 255 млн 497,9 тыс. руб., что на 113 млн 445,1 тыс. руб. больше, чем в 2023 году, или рост на 79,9 %.
Это - доходы от:
предоставления земельных участков в собственность за плату – 150 млн 469,1 тыс. руб.;
аренды земли – 79 млн 779,3 тыс. руб.;
аренды нежилых помещений – 14 млн 443,0 тыс. руб.
Наш город очень быстро растет. Темпы его демографического и пространственного развития опережают темпы создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Большая часть экономически активного населения занята в сфере услуг. Учитывая это, необходимо выработать собственную модель развития Махачкалы. Миллионный город, обладающий огромным человеческим, научным, образовательным транспортным и производственным потенциалом должен смотреть с оптимизмом в будущее, найти достойное место в федеральном и международном разделении труда, обладать собственными рыночными компетенциями и конкурентоспособностью.
В этом ключе важнейшее значение имеет активная инвестиционная политика города, создание действенных инструментов привлечения инвестиционных ресурсов. Привлечение инвестиций в приоритетные отрасли экономики города приобретает сегодня исключительно актуальное значение в деятельности администрации Махачкалы. Сегодня без активной инвестиционной политики, принятия эффективных экономических мер по созданию условий для привлечения частных инвестиций сложно говорить об экономических перспективах города.
Действительно, привлечению инвестиций и созданию благоприятного инвестиционного климата уделяется особое внимание Главой республики Сергеем Алимовичем Меликовым.
Безусловно, мы активно привлекаем бизнес-сообщества к публичным консультациям при выработке наших решений, что помогает учитывать их мнения, сокращать административные барьеры и не допускать необоснованных издержек предпринимателей и инвесторов.
При формировании инвестиционных предложений, администрация города Махачкалы направляет соответствующее предложение в бизнес-сообщества города Махачкалы для поиска заинтересованных лиц - потенциальных инвесторов.
В целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства реализуется программа льготной аренды муниципальных помещений для малого и среднего бизнеса. Перечень муниципального имущества для предоставления субъектам МСП на сегодняшний день включает 8 объектов недвижимости.
В 2024 году в рамках реализации муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Махачкале на 2023-2025 годы» администрацией города Махачкалы обновлён Инвестиционный портал города Махачкалы, который позволяет предпринимателю/потенциальному инвестору направлять свои идеи и предложения в адрес администрации города Махачкалы.
Наиболее узкое место в вопросах развития инвестиционной деятельности – это недостаточность соответствующих земельных участков для размещения индустриальных парков, которые за счет предоставляемых налоговых льгот своим резидентам могут стать локомотивами роста производства.
Перед нами стоит задача в этом образовать земельные участки для создания инвестиционных площадок.
Земельные участки площадью 100 гектаров уже сформированы и поставлены на кадастровый учет для размещения «сухого порта» и 210 гектаров под иные инвестиционные направления. Планируется объединение этих площадок и создание особой экономической зоны на них.
При этом необходимо помнить, что когда поднимается вопрос об увеличении объемов инвестиций в экономику республики, речь идет о привлечении инвесторов на площадку конкретного муниципального образования. Поэтому, успех в работе с инвесторами зависит от органов местного самоуправления, от того, как выстроена система поддержки инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций на местах.
В целях повышения эффективности деятельности администрации города по привлечению инвестиций и создания благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности на муниципальном уровне.
В 2024 году на территории города Махачкалы одним из первых муниципалитетов в Республике Дагестан внедрён Муниципальный инвестиционный стандарт.
Муниципальный инвестиционный стандарт – это система качества работы с инвесторами на территории муниципального образования, включающая набор документов, регламентирующих процедуры сопровождения планирования и реализации инвестиционных проектов, координацию деятельности органов местного самоуправления при осуществлении муниципальных услуг и продвижение инвестиционных возможностей и проектов муниципального образования.
Цель внедрения Муниципального инвестиционного стандарта – повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования.
Как было выше озвучено объем инвестиций в 2024 году составил 42, 5 млрд рублей, что на 26% больше предыдущего года.
На самом деле этот показатель еще выше. Многие предприниматели не сдают своевременно и в полном объеме отчетность в статистику и значительные объемы инвестиций остаются не отраженными при составлении сводных сведений.
Управлению экономики нужно продолжить работу по организации учета и отражения всех объектов и объемов вкладываемых инвестиций на территории города.
По результатам оценки деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан по содействию развитию конкуренции и обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата за 2024 год Махачкала заняла второе место и удостоена Почетной грамотой", - отметил глава столицы.
Полностью доклад можно прочитать пройдя по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/57Wi/tZq9KWPnX



