Официальный сайт Главы города Махачкалы
Войти

Исторический очерк

От провинции к столице

История Петровска начинается с 1844 г., когда «на месте бывшего лагеря Петра Великого» было заложено военное укрепление, которое в память об императоре, побывавшем здесь во время Персидского похода, предлагалось именовать Петровским. Его появление было фактом закономерным, поскольку в годы Кавказской войны царское командование крайне нуждалось в надежной крепости на каспийском побережье с пристанью для выгрузки военных грузов и провианта, идущих из Астрахани.

Крепость была построена капитально, с высокими башнями по углам и амбразурами в толстых каменных стенах. За крепостными стенами разместился ряд зданий, в том числе казармы и госпиталь. Такое расположение крепости обеспечивало более надежную охрану воинских складов, находившихся на берегу моря.

Тогда же рядом с крепостью были заложены первые кварталы форштадта, состоявшие из 30 домиков, занятых семейными офицерами и несколькими торговцами. Дома были построены преимущественно из саманного кирпича, и лишь немногие из них были с каменными стенами. Из этих 30 домов сформировались 9 небольших кварталов, 4 улицы (Барятинская - Буйнакского, Садовая – Маркова, Соборная – Оскара, Базарная – Пушкина), 5 переулков и 2 площади, в том числе одна торговая, а другая – для военных парадов.

Так при Петровском укреплении выросло первое поселение, положившее начало будущему городу.

Петровск возводился и разрастался на 5 участках земли, купленных у шамхала Тарковского за 11 тыс. руб. Расположение крепости действительно обеспечивало надежную охрану обширных воинских провиантских складов, находившихся на берегу моря.

В 1851 г. территория Петровского укрепления была значительно расширена за счет прилегающих земель. В 1855 г. из Темир-Хан-Шуры было переселено в Петровск 40 семей. Они заложили еще 2 больших квартала «чуть ли не на морских бурунах», - писала газета «Кавказ». Участки под застройку домов были отведены настолько близко к морю, что пена, срываемая ветром с верхушек волн, вносилась через окна внутрь домов. Число кварталов в Петровском возросло до 18, между ними было 15 переулков. В дополнение к имевшимся 2 площадям прибавилась третья, для продажи дров и сена. К этому времени количество домов доходило до 180, а численность постоянного населения – до 600 чел.

Через 13 лет после закладки первого камня военного укрепления, 24 октября 1857 г., было утверждено «Положение об управлении портового города Петровска, учреждаемого при Петровской крепости на северо-западном берегу Каспийского моря». В Положении определялся порядок заселения города, устройство управления и правила судопроизводства. Чтобы быстрее заселить новый город, правительство предоставляло жителям Петровска определенные льготы. Специальный раздел Положения извещал горожан о том, что они освобождались от платы гильдейских пошлин и государственных повинностей; освобождались от поставки рекрутов и от военного постоя в течение 10 лет; каждому предоставлялось право производить свободный «внутренний и заграничный торг» на неопределенную сумму (для заграничного торга выдавалось за плату торговое свидетельство) и «всякое дозволяемое ремесло»; учреждать фабрики и заводы «на все продолжение льготного срока». Основной целью было привлечение в новый город жителей «торгового и промышленного класса». Все жители города обязывались в течение 3 лет завести «прочную оседлость» - на отведенных им местах сделать постройки, развести сады или огороды, приносящие доход или посредством законного приобретения стать владельцами недвижимой собственности.

При всем этом необходимо отметить, что желающих селиться в городе было очень мало. В первые 4 месяца после утверждения города всего 9 человек подали прошения о причислении их к городу Петровску. По данным командующего войсками в Прикаспийском крае, на это повлиял ряд причин: небольшое число потребителей у торговцев города; недостаток в нем пресной воды хорошего качества; предоставление жителям Петровска свободы от рекрутской повинности всего на 10 лет, а не бессрочно, как в других городах Закавказского края. Помимо разрешения этих проблем, командующий предлагал также не брать с горожан плату за землю, отводимую им под постройку домов в течение первых трех лет. Наместник Кавказа А.И.Барятинский в мае 1858 г. утвердил все эти положения, за исключением бессрочного освобождения горожан от рекрутской повинности.

В 1858 г. к городу было причислено уже 32 человека, а в 1860 г. – еще 63. К 1866 г. по данным начальника Дагестанской области князя Л.И.Меликова, число жителей Петровска достигло 1156 чел., из них «118 душ купеческого сословия и 507 – мещанского, 23 – из дворян, ремесленников – 163, просторабочих – 200».

Одним из основных предназначений Петровского укрепления являлось обслуживание рейда, точнее доставка казенного провианта для войск с рейда на берег. Труд был нелегкий. При выгрузке случалось много траты, подмочки, а иногда и гибели груза. И хотя Петровский рейд считался одним из лучших по всему западному берегу средней части Каспийского моря, он успел прослыть недоброй славой.

Ввиду этого в 1859 г. Министерство путей сообщения объявило конкурс на лучший проект порта на Каспии. В течение нескольких лет было представлено и рассмотрено более 10 проектов. Лучшим был признан проект военного инженера А.Д.Фалькенгагена, незадолго до этого командированного в числе других заграницу для ознакомления с европейскими портами. Его проект предполагал строительство двух искусственных каменных молов.

Это была не просто «приятная новость», о которой взволнованно говорили все горожане. Это была просто потрясающая новость. А влюбленный в свой город И.С.Костемеревский поспешил гордо заявить на весь «Кавказ»: «…С устройством мола наш маленький Петровск как Афродита возникнет из морской пены, украсится зданиями и будет промышленным и портовым городом».

Строительство началось в январе 1861 г. с устройства южного мола. Это важное событие было отмечено «101 пушечным выстрелом, военным парадом и празднеством населения».

В 1861 г. в газете «Кавказ» И.С.Костемеревский писал: « Город Петровск спешит обстраиваться. Места разбираются нарасхват. Всех домов в нем более 450, в числе их есть много каменных, недавно кончены три трехэтажных дома из тесанного камня. Ценность домов с открытием работ по сооружению мола втрое увеличилась».

Городу Петровску многие предсказывали блестящую будущность. В нем уже селились именитые купцы, строились добротные дома и, следовательно, с обустройством безопасной гавани, неуклонный рост торговли и населения был бы обеспечен. Однако с начала 1860-х гг. ситуация в Дагестане несколько изменилась, война окончилась, и купцам было над чем задуматься: «как лишние войска оттуда повывели, так и торговля пошла заметно тише». Только теперь стало ясно, что настоящие потребители в Петровске – это военные. Вся торговля Петровска была исключительно привозная. Не только петровским скептикам, но и всем, кто имел отношение к торговле, стало очевидно: «Влияние гавани на торговлю, пока не найдутся предметы вывоза, не будет обширно».

Тем не менее, строительство продолжалось, и 30 января 1869 г. было закончено сооружение северного мола и гавани. Строительство и оборудование порта обошлось казне в полтора миллиона рублей. По этому поводу говорили не мало, особенно о некоторых господах инженерах, успешно подвизавшихся на строительство порта. Один из инженеров взял подряд на постройку мола, представив смету на 750 тыс. рублей, в то время как другие претенденты оценивали сооружение чуть ли не вдвое дороже. Инженер рассчитал все верно. Мол съел трижды по 750 тыс., но сам инженер приобрел в Петербурге роскошный дом на Английской набережной в 350 тыс. По этому случаю в 1870 г. в еженедельном сатирическом журнале «Искра», издававшемся в Петербурге, появилась заметка: «…Строительное искусство делает столь громадные успехи на наших окраинах, что один инженер заложил фундамент на берегу Каспия, а здание выросло на берегу Невы».

Еще одним важным фактором, повлиявшим на дальнейшее преобразование и развитие Петровска, стало строительство железной дороги.

В 1892 г. были начаты работы по продолжению Владикавказской железной дороги на Грозный – Петровск – Дербент и Баку. Пассажирское движение на участке от реки Сулак до Петровска было официально открыто 17 мая 1894 г. Первый пассажирский поезд из Петровска в Дербент прибыл 25 октября 1899 г. Постоянное движение на этом участке было открыто 1 апреля 1900, а 22 июня 1900 г. участок дороги Петровск – Баладжары был включен в прямое сообщение со всеми железными дорогами страны.

Со строительством железной дороги значение Петровска как транспортного узла значительно возросло, что заметно отразилось на росте грузооборота торгового порта. Только в 1903 г. полный грузооборот Петровского порта увеличился почти в 48 раз по сравнению с 1861 г.

Вот что о Петровске 1890-х гг. пишет В.С.Кривенко, побывавший здесь в мае 1895 г.: «С проведением железной дороги в Петровске появилось несколько удовлетворительных гостиниц, но в общем город мало изменился… Улицы все так же невозможно вымощены какими-то допотопными громадными булыгами. Улицы «с пробором», как заметил мой петербургский спутник. Дождевые протоки промыли себе неправильное ложе, которое еще более мешает удобному проезду. А затем пыль, пыль чудовищная для обитателей Петербурга, Царского Села и Петергофа, и обычная для многих российских граждан.

На самом возвышенном пункте Петровска прежде сторожевым постом стояла видавшая виды крепостца, а теперь там сурово смотрит большой тюремный замок… Нельзя не пожелать скорейшего открытия среднего учебного заведения, столь необходимого для закрепления к городу зажиточного населения. Петровск мог бы служить для Юго-Востока России местом для морских купаний, но для этого городу нужно почиститься и припарадиться».

В том же 1895 г. в Петровск после 25-летнего отсутствия приехал подполковник Максуд Алиханов-Аварский. В своих очерках, периодически публикуемых в «Кавказе», он поделился своими впечатлениями, описав «новую физиономию Петровска»: «…Улицы по-прежнему с непролазной грязью; кое-где невозможные мостовые. Городской сад – с резвящимися в нем, средь бела дня, телятами… Все, словом, обстояло в том же неизменном виде, как это было во время оной, в дни юности моей …и Петровска.

Даже железная дорога, вторгшаяся к самому порту, пока украсила город очень мало. В одном, впрочем, отношении Петровск изменился. Прежде можно было исходить весь этот город и не встретить на улице его ни души, кроме двух-трех деньщиков и такого же количества полусонной скотины, апатично разгуливающей возле какой-нибудь изгороди. Теперь не то. Наплыв сюда искателей наживы всякого вида и положения, по-видимому огромный. Улицы кишат ими с утра до ночи среди скрипа ароб и грохота фаэтонов».

И все же, несмотря на плохо скрываемую иронию именитых современников, город хорошел. После постройки порта, а затем проведения железной дороги Петровск стал заметно расти.

Постепенно возрастало и значение Петровска как транспортного узла. Через Петровский порт в этот период перевозили хлопок, нефть и нефтепродукты, шерсть, кожевенное сырье, сушеные фрукты. Рыбу, хлебные продукты, мануфактуру, железные изделия, цемент. Предметами экспорта были главным образом, мануфактура, цемент, железо и другие фабрично-заводские изделия.

Был еще один немаловажный фактор, способствовавший быстрому росту грузооборота железной дороги и морского транспорта, а так же общему развитию Петровска – это возникновение и бурный рост рыбной промышленности в Дагестане. Развитие рыбной промышленности шло столь быстрыми темпами, что к 1912 г. по Дагестанскому побережью Каспия действовало уже 66 рыбных промыслов, а на его предприятиях работало более 2000 человек.

Морская торговля вызвала потребность в пароходных, транспортных и других канторах и пристанях. Набережная застроилась и осветилась электричеством. С 1896 г. в Петровске, взамен «казенной и штаб-квартирной самодельщине из саманного кирпича», начали строить добротные каменные дома, улицы оживились большими магазинами и впервые начали моститься. Земля вновь вздорожала и «бедняки, имевшие небольшие клочки земли сделались людьми зажиточными».

Но, справедливости ради, надо отметить, что, несмотря на происходившие изменения, в конце 19 в. Петровск оставался глубокой российской провинцией. Население в нем к 1896 г. едва насчитывало 8 тыс. жителей, в основном это были татары, грузины, персы, армяне, дагестанцы, русские, евреи.

К 1904 г. в Петровске было 15 улиц: Набережная, Базарная (Пушкина), Садовая (Маркова), Соборная (Оскара), Персидская (Котрова), Почтовая, Степная (Ермошкина), Барятинская (Буйнакского), Миллионная, Грязная, Подгорная, Нагорная, Провиантская, Тюремная и Маячная; 17 переулков: Кузнечный, Безымянный, Бурный, Таркинский, Новобазарный, Фонтанный, Армянский, Артиллерийский, Глухой, Косой, Церковный, Бассейный, Вокзальный, Маячный и 2 без названия; 6 площадей: Провиантская, Маячная, Церковная, Старо-Базарная, Инженерная, Ново-Базарная.

Наиболее оживленной частью города являлись районы железнодорожного вокзала, морского порта и прибрежных улиц – Барятинской, Садовой, Соборной, Инженерной и Базарной. Только эти улицы были вымощены булыжником и освещались керосиновыми фонарями. Только здесь можно было встретить каменные и кирпичные дома, которые принадлежали чиновникам, офицерам и богатым горожанам. На остальных улицах царила непролазная грязь, а летом – пыль, тучи мух и комаров. Жилые кварталы были застроены саманными домами и деревянными бараками для рабочих.

Как уже отмечалось выше, к 1880-м гг. Петровск почти полностью потерял свое первоначальное военно-стратегическое значение и все большую роль стал играть как главная экономическая база торгово-промышленного развития Дагестана, а также узел связей России с Закавказьем, средней Азией и близлежащими восточными государствами. До этого периода развитие Петровска, по словам Кажлаева С., все еще находилось в зачаточном состоянии, и лишь с 90-х гг. он окончательно стал на путь городского формирования.

К 1917 г. в городе уже имелись следующие предприятия: морской порт, железнодорожный узел, текстильная фабрика, холодильник и бондарный завод Тагиева, бондарные заводы Наумкина, табачная фабрика и типография Михайлова, фабрика стальных канатов Перси Кларка,  гвоздильный завод Петросова, соляной склад Огапова, пивоваренный завод Вейнера, нефтеперегонный завод Ахвердова, агентства транспортных компаний «Кавказ и Меркурий», «Русь» и «Самолет», 4 завода безалкогольных напитков.

В годы гражданской войны Порт-Петровск неоднократно переходил из рук в руки и лишь в марте 1920 г. здесь окончательно установилась советская власть.

14 мая 1921 г.  постановлением Дагревкома Петровск был переименован в Махачкалу в память об известном дагестанском революционере Махаче Дахадаеве. Позже Махачкала была объявлена столицей ДАССР.

Таков был сложный и долгий процесс преобразования военного укрепления, а затем маленького провинциального городка в современную столицу многонациональной дагестанской республики.

В новой Махачкале сейчас трудно узнать старый Петровск. Современная Махачкала – один из крупных промышленных и культурных центров Северного Кавказа, мощный транспортный узел.

Вместе с тем по своему расположению Махачкала – один из живописных приморских городов Кавказа, обладающий своеобразной природой и многими полезными для человека ресурсами. Индустриальный профиль города сочетается здесь с такими природными факторами, как горы, море, горячие минеральные источники.

Столицей Дагестана Махачкала стала не случайно. По сравнению с другими городами республики Махачкала выгодно отличается своим географическим положением, что во многом способствовало развитию городского хозяйства и росту населения. Наличие здесь крупного морского порта, единственного на Каспийском море в пределах Северного Кавказа, а также удобного железнодорожного сообщения обусловили возникновение в городе промышленных предприятий на местном и привозном сырье, создание кадров производственных рабочих. Богатства Каспийского моря, ископаемые недр, продукты сельского хозяйства и другие ресурсы послужили сырьевой базой для развития в городе многих отраслей промышленности.

После окончания гражданской войны, в городе стали восстанавливать разрушенное хозяйство. Быстрее всего восстановили свое предприятие рабочие бумаго-прядильной фабрики. За успехи в восстановлении производства и увеличении выпуска продукции фабрика им. III Интернационала в 1923 г. одной из первых в стране была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Открывались в городе и новые фабрики и заводы: в 1925 г. в Махачкале был построен крупный рыбоконсервный завод, в 1927 г. – мебельная фабрика, в 1929 г. – винодельческий завод, в 1930 – химический, в 1932 – ремонтно-механический (ныне завод им.М.Гаджиева).

По объему промышленного производства в 50-х годах ХХ в. Махачкала занимала первое место среди городов республики и давала свыше 1/3 всей промышленной продукции Дагестана.

Развитие городского хозяйства и рост численности населения во многом зависели от обеспечения Махачкалы водой. Эта проблема была решена путем строительства канала от реки Сулак до Махачкалы протяженностью 70 км. В 1923 г. канал был сдан в эксплуатацию и ему было присвоено имя Октябрьской революции (КОР).

В 30-е гг. ХХ в. в городе появилось много учебных, культурно-просветительских и лечебных учреждений. В 1931 г. создан педагогический институт, в 1932 – сельскохозяйственный и медицинский институты. В 1933 г. в городе была построена крупная клиническая больница, в 1937 – республиканская библиотека.

Кроме высших учебных заведений в Махачкале было открыто 13 специальных учебных заведений, готовящих кадры средней квалификации. Среди них 6 техникумов, 4 училища, автошкола, школа торгово-кулинарного ученичества и учебный комбинат.

Крупным событием в культурной жизни всего Дагестана было открытие в Махачкале в 1946 г. научно-исследовательской базы, впоследствии преобразованной в филиал Академии наук СССР, а затем – в ДНЦ РАН.

Учреждения национальной культуры в Махачкале представлены Государственной филармонией, Кумыкским драматическим театром им.А.Салаватова, Аварским театром, Национальным ансамблем песни и танца народов Дагестана, Русским драматическим театром им.М.Горького, театром кукол, летней эстрадой, кинотеатрами и т.д.

Война прервала мирную жизнь махачкалинцев. В 1942 г., когда фашисты стремились овладеть Кавказом и прежде всего бакинской нефтью, столица Дагестана стал прифронтовым городом. Лучшие ее здания были отданы под госпитали. Улицы, идущие с севера на юг, были перегорожены баррикадами, на подходах к городу вырыты противотанковые рвы и установлены стальные ежи.

Вражеские снаряды и пули не оставили следов на стенах домов. Но Махачкала работала для фронта и днем, и ночью. Передовики предприятий города выступили  с призывом «Работай за себя и за товарища, ушедшего на фронт!».

По инициативе коллективов фабрики им. III Интернационала, рыбоконсервного завода и морского порта началось движение за создание фонда обороны.

В этот фонд махачкалинцами было внесено около 50 млн. рублей. Десятки тысяч махачкалинцев ушли на фронт, свыше 11 тысяч – погибли.

После победы в Великой Отечественной войне все силы города были брошены на восстановление разрушенного городского хозяйства и перевод его на мирные рельсы.

Еще долго после войны в Махачкале было немало домов без электрического освещения, скупо освещались улицы и места массового отдыха. Однако к 1967 г. протяженность электросетей в городе выросла почти в 4 раза по сравнению с довоенным периодом.

В 1963 г. началась газификация города. Первоначально жителям доставлялся только сжиженный газ в баллонах. За первые 5 лет было газифицировано 12 200 квартир, а к концу 1988 г. газ получили более 70 тыс. квартир.

О наращивании темпов жилищного строительства в послевоенные годы  говорят такие цифры: за 1946 – 1950 гг. было введено 60 тыс. кв. м жилья, за 1961 – т1965 гг. – 218 тыс. кв. м, а за 1981 – 1985 гг. 528 тыс. кв. м, что почти в 2 раза больше, чем весь жилой фонд города в 1940 г.

В 1970 г. город постигло стихийное бедствие – сильное землетрясение. Первый толчок мощностью до 6 баллов в эпицентре произошел 14 мая 1970 г. в 12 час. 20 мин. А после 21 часа один за другим последовали 2 толчка еще большей мощности. Братскую помощь Дагестану в ликвидации последствий землетрясения оказали Узбекистан, Москва,  Ленинград, Тула, Грозный. В республику и Махачкалу не только восстанавливать, но и строить новые дома, школы, больницы приехали тысячи строителей. В это же время большое развитие получило строительство домов повышенной этажности. Примером может служить возведенная в 1977 г. 18-этажная гостиница «Ленинград» и ряд зданий по проспекту Р.Гамзатова.

Махачкала сегодня – столица Республики Дагестан, крупный экономический, административный, политический, научный и культурный центр Юга России.

Город с прилегающими территориями раскинулся более чем на 70 км вдоль западного берега Каспия. Площадь территории непосредственно Махачкалы составляет 46 823 га. Здесь проживают представители более 60 национальностей и народностей Дагестана, России и бывшего СССР. Территория Махачкалы административно разделена на три района: Ленинский, Советский и Кировский. Махачкала – единственный незамерзающий морской порт России на Каспии. Численность населения по состоянию на конец 2017 г. – 726 654 чел.

По материалам книг: П.И.Тахнаева. История другого города. Махачкала, 2007; А.Ф.Викторов, Д.Г.Кажлаев. Махачкала. Экономико-географический очерк. Махачкала, 1958.; Д.Эмиров. Дорогая моя столица Порт-Петровск – Махачкала (статьи, очерки, репортажи). Махачкала, 2007.