Официальный сайт администрации города Махачкалы
Войти
Инструкции по технике безопасности в образовательных организациях, в организациях отдыха детей и их оздоровления по плаванию

  Инструкции по технике безопасности в образовательных организациях, в организациях отдыха детей и их оздоровления по плаванию г. Москва, 2023 г.

Инструкции по технике безопасности в образовательных организациях, в организациях отдыха детей и их оздоровления по плаванию разработаны в соответствии с:

-    Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-    Федеральным законом №329-ФЗ «О физической культуре и спорте Российской Федерации»;

-     Межведомственной программой «Плавание для всех»;

-    Санитарными правилами СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 г. № 44);

-    Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 г. № 28);

-    Национальным стандартом Российской Федерации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии «Бассейны для плавания. Общие технические условия», ГОСТ Р 58458 - 2020;

-Национальным   стандартом    Российской Федерации «Услуги детям

в организациях отдыха и оздоровления» ГОСТ Р 52887-2018.

Инструкция по технике безопасности в образовательных организациях , в организациях отдыха детей и их оздоровления по плаванию одобрены экспертным советом ФГБУ «ФЦОМОФВ», рекомендована к реализации в образовательных организациях Российской Федерации (протокол заседания № 4 от 27 марта 2023 года).

1.    Общие положения

Умение плавать - жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Однажды приобретенный навык плавания сохраняется у человека всю жизнь. Благотворное влияние воды на организм человека определяется ее физическими, химическими и биологическими свойствами, которые успешно используются для достижения определенных целей в практике физического воспитания и спорта.

При обучении плаванию обучающиеся не только осваивают навык плавания, но и развивают функциональные возможности, совершенствуют деятельность всех систем организма, приобретают гигиенические навыки, укрепляют здоровье и повы­шают уровень развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости). Однако главным, доминирующим фактором в этом процессе является овладение навыком плавания.

Огромное количество несчастных случаев на воде ежегодно происходит из-за того, что люди не умели плавать. Большей частью это дети школьного возраста, не обученные плаванию. А каждый, не умеющий плавать или хотя бы держаться на поверхности воды, оказавшийся на берегу любого, даже самого, казалось бы, безобидного водоёма и добравшийся до воды, подвергает свою жизнь опасности. Умеющий плавать человек, оказавшись в воде, способен оценить риски для жизни. Он знает, что, либо доплывёт до берега или какого-то плавсредства, либо сумеет продержаться на воде, пока не подоспеет помощь. Несчастные случаи на воде происходят также в результате незнания элементарных правил поведения на воде во время купания, катания на лодке и других плавсредствах. Чтобы этого не произошло, каждый обязан учиться плавать, уметь прийти на помощь тонущему, оказать первую помощь.

2.    Основные требования по обеспечению функционирования бассейнов в образовательных организациях

При наличии в образовательных организациях бассейна можно заниматься оздоровлением обучающихся с помощью водных процедур и обучать их азам плавания на уроках физкультуры. Бассейны для плавания по своему функциональному назначению относят к физкультурно-оздоровительным или спортивным бассейнам.

Бассейны    для     плавания в соответствии с                СП 310.1325800.2017

(«Бассейны для плавания. Правила проектирования») имеют классификацию:

бассейны    для     детей дошкольного возраста предназначены для

оздоровительных целей и обучения навыкам плавания детей не старше 7 лет;

учебные бассейны предназначены для оздоровительных целей, обучения детей и взрослых плаванию, для проведения учебных занятий образовательными учреждениями и физкультурно-спортивных мероприятий;

оздоровительные бассейны предназначены для улучшения состояния здоровья детей и взрослых, реабилитации, отдыха и развлечений;

спортивные бассейны предназначены для проведения спортивных и физкультурных мероприятий различного уровня.

СП 310.1325800.2017, действующий в настоящее время, имеет широкий список требований, которые все образовательные организации должны выполнять. Они затрагивают проектирование, строительство и эксплуатирование помещения, где будет находиться бассейн. Для занятий плаванием бассейн должен соответствовать мерам безопасности, а состояние воды санитарно-гигиеническим нормам. ГОСТР 53491.1 (Бассейны, Подготовка воды. Часть 1. Общие требования).

Таблица 1

Расширенная классификация бассейнов и требования к их устройству

Виды бассейнов

Площадь зеркала воды,

Температура воды, °C

Площадь зеркала воды на 1 чел. в м2, не менее

Время полного водообмена, час, не более

Спортивные

Спортивное плавание

ванна

50 x 25 м

50 x 21 м

25 x 25 м

25 x 21 м

25 x 16 м

25-28

8,0-10,0

8,0

Виды бассейнов

Площадь зеркала воды,

Температура воды, °C

Площадь зеркала воды на 1 чел. в м2, не менее

Время полного водообмена, час, не более

Оздоровительные

Оздоровительное плавание (индивидуальные и групповые занятия)

Произвольно

26-29

5,0-8,0

6,0

Детские

для детей дошкольного и младшего школьного возраста (глубиной до 0,6 м.)

до 60

30-32

3,0

0,5

для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста (глубиной 0,6-1,8 м.)

до 100

26-29

4,0

2,0

Учебные

Для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста (глубиной 0,6-1,8 м)

до 400

26-29

4,0

2,0

Помещения ванны бассейна

Для детей дошкольного возраста длина и ширина ванны бассейна не регламентированы, при этом площадь зеркала воды не должна превышать 60 м2; глубина ванны бассейна не более 0,6 м.

Для учебного бассейна длина ванны 25 м, ширина не менее 8 м, глубина - от 0,6 до 1,8 м. В ваннах учебных бассейнов следует предусмотреть разделение водной поверхности на дорожки, ширина дорожки 2м, допустимо уменьшение ширины дорожки до 1,8 м. Ванны учебных бассейнов должны быть оборудованы стартовыми тумбами по одной или обеим торцевым сторонам при глубине ванны не менее 1,8 м; оздоровительного бассейна - длина, ширина, глубина и форма ванны оздоровительного бассейна не регламентированы.

В соответствии с СанПиН 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» температура воздуха должна быть на 1-2 градуса выше температуры воды.

Уровень естественного и искусственного освещения помещений бассейнов для плавания должен соответствовать требованиям СП 52.13330.2016(«СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение»).

В бассейнах для плавания помещения раздевальных размещают в функциональной взаимосвязи - последовательного движения потоков обучающихся из раздевален в душевые с выходом на обходную дорожку ванны бассейна. Раздевальные предназначены как для переодевания, так и для хранения одежды. В раздевальных бассейнов для детей дошкольного возраста следует устанавливать только одноярусные шкафы. В душевых при раздевальнях одну душевую сетку обустраивают из расчета на трех обучающихся одновременно.

Трибуны и места для зрителей

В бассейнах для детей дошкольного возраста, учебных и оздоровительных бассейнах количество мест для зрителей не регламентировано. В спортивных бассейнах количество мест для зрителей должно соответствовать его категории (A,B,C):

категория А - минимум 500 мест для зрителей;

категория В - минимум 200 мест для зрителей;

категория С - минимум 100 мест для зрителей.

Места для зрителей располагают за пределами спортивной зоны и эвакуационного прохода, в том случае, если эвакуация предусмотрена по проходу перед первым рядом зрительским мест, число непрерывно установленных мест в ряду не должно превышать 26 при одностороннем выходе из ряда, а при двухстороннем выходе - не должно быть более 50.

В бассейнах для плавания должно быть предусмотрено место дежурного инструктора, которое располагают на обходной дорожке ванны бассейна. В помещениях ванн бассейнов для детей дошкольного возраста возможно отсутствие места дежурного инструктора.

Бассейны для плавания в соответствии с ГОСТ Р 55529 («Объекты спорта. Требования безопасности при проведении спортивных и физкультурных мероприятий. Методы испытаний») должны быть укомплектованы спасательным оборудованием: длинный шест для поддержки и страховки детей, спасательный круг, плавательные доски, разделительные дорожки для ограждения мест занятий и как страхующее и поддерживающее средство, нарукавники, мячи для плавания, ласты, лопатки для плавания.

Обеспечение требований к информационной инфраструктуре бассейнов для плавания осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 53114 («Защита информации. Обеспечение информационной безопасности в организации. Основные термины и определения»). В бассейнах для плавания должна быть обеспечена возможность ознакомления с правилами посещения, которые располагают в общедоступном месте, предусмотрено наличие указателей путей эвакуации и акустической системы оповещения.

В помещениях ванн бассейнов должно быть наличие указателей глубины, которые размещают: при спуске в ванну бассейна; в местах, соответствующих максимальной и минимальной глубине; в середине ванны бассейна, в случае постепенного перепада глубины; в тех местах, где глубина ванны бассейна меняется более чем на 1,5м. Указатели глубины ванны бассейна должны быть контрастного цвета. Помещения ванн бассейнов должны быть оснащены информационными щитами (панелями, табло и пр.), отображающими текущие значения температуры воды и воздуха.

Оценку требований безопасности бассейнов для плавания проводят в соответствии с ГОСТ Р 55529 («Объекты спорта. Требования безопасности при проведении спортивных и физкультурных мероприятий. Методы испытаний»). Все средства дезинфицирования должны иметь санитарно-эпидемиологическое одобрение. Лабораторный контроль за качеством воды, параметрами микроклимата, состоянием воздушной среды, уровнем шума и освещенности проводят в соответствии с Санитарными правилами СП 2.1.3678-20 «Санитарно­эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг».

3.      Плавание в образовательной организации

В организации занятий плаванием ведущая роль отводится педагогическому работнику физкультурно-спортивного профиля. До начала занятий в бассейне необходимо провести собрания с обучающимися и их родителями (законными представителями). Следует рассказать о предстоящих занятиях и необходимых принадлежностях (купальный костюм, плавки, шапочка, резиновые тапочки, мыло, губка и т.д.); ознакомить обучающихся с расписанием занятий, порядком прихода в бассейн и ухода из него, с внутренними правилами бассейна и требованиями безопасности на занятиях, донести до сведения родителей информацию о значении плавания, как необходимого жизнесберегающего навыка.

В организационный период, подготавливается вся необходимая документация: список обучающихся,              с медицинским допуском к занятиям,

заверенный        печатью        руководителя        образовательной        организации;

предварительный список умеющих и не умеющих плавать; рабочий журнал; журнал инструктаж по технике безопасности и др.

Важным аспектом деятельности педагога, тренера-преподавателя является подготовка места для занятий в соответствии с требованиями безопасности и организация образовательной деятельности с соблюдением педагогических принципов и методики обучения.

При организации занятий плаванием необходимо учесть следующие условия:

-        создание безопасной образовательной среды и соблюдение требований безопасности во время занятий плаванием;

-        соответствие плавательного бассейна гигиеническим нормам требованиям к устройству, эксплуатации и качеству воды по регламентирующим нормам;

-         наличие квалифицированных специалистов, соответствующего профиля;

-         шаговая доступность бассейна.

Педагог обязан:

-         проводить с обучающимися инструктаж о правилах поведения на воде;

-         иметь план-конспект занятия;

-         проверять наличие спасательных средств;

-         иметь информацию о состоянии здоровья каждого обучающегося;

-         готовить места занятия для сухого плавания и в бассейне;

-         осуществлять постоянный контроль за числом обучающихся;

-        обеспечивать соблюдение порядка и правил безопасности обучающимися в раздевалках, душевых и в бассейне;

-       исключать факторы и причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций.

Медицинский персонал совместно с администрацией образовательной организации организует и проводит ежегодное обследование всех обучающихся по установленной форме, совместно с педагогом, тренером-преподавателем распределяет обучающихся на группы по состоянию здоровья и уровню физической подготовленности. На занятиях плаванием обучающиеся должны строго соблюдать правила поведения на воде.

4.      Инструкция для обучающихся по мерам безопасности при занятиях плаванием в бассейне

4.1.           Общие требования безопасности

4.1.1.     К занятиям допускаются обучающиеся, прошедшие медицинский осмотр, не имеющие противопоказания для занятий плаванием и прошедшие инструктаж по технике безопасности.

4.1.2.     Необходимо прибыть в плавательный бассейн за 15 минут до времени начала занятий, указанного в расписании.

4.1.3.     Обучающийся должен сообщить педагогу, тренеру-преподавателю об умении или неумении плавать.

4.1.4.     С разрешения педагога, тренера-преподавателя входить в воду, брать инвентарь, выполнять те упражнения, которые определены педагогом, тренером- преподавателем при проведении занятий.

4.1.5.     Иметь купальный костюм, плавки, шапочку для плавания, полотенце, мочалку, мыло, шлёпанцы.

4.1.6.     Не рекомендуется приступать к занятиям плаванием непосредственно после приема пищи.

4.2.           Требования безопасности перед началом проведения занятий

Перед началом занятия обучающийся обязан

4.2.1.     С разрешения педагога, тренера-преподавателя пройти в раздевалку, раздеться, не мешая друг другу, аккуратно складывая свою одежду.

4.2.2.     Вымыться в душе с мылом и мочалкой (без купального костюма).

4.2.3.      Надеть купальный костюм, плавки и шапочку для плавания.

4.2.4.     Осторожно войти в помещение ванны бассейна только в присутствии педагога, тренера-преподавателя по его распоряжению.

4.2.5.      Сделать разминку на суше.

4.2.6.      По команде   педагога, тренера-преподавателя войти в воду по

специальным лестницам спиной к воде.

4.3.      Требования безопасности во время проведения занятий

Во время занятий обучающийся обязан

4.3.1.     Неукоснительно выполнять все указания педагога, тренера-преподавателя проводящего занятия;

4.3.2.      Выполнять упражнения и задания, под руководством педагога, тренера- преподавателя.

4.3.3.      Выполнять упражнения по указанной дорожке.

4.3.4.     При плавании по дорожке держаться правой стороны, избегать столкновений с другими обучающимися.

4.3.5.     При поточном выполнении упражнений в воде (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений;

4.3.6.      Использовать спортивный инвентарь (доски для плавания, мячи и т.д.) только с разрешения и под руководством педагога, тренера-преподавателя проводящего занятия.

4.3.7.      Соблюдать дисциплину и порядок на воде.

4.3.8.     Выполнять прыжки с тумбочек только с разрешения педагога, тренера- преподавателя проводящего занятия;

При нырянии с тумбочки:

4.3.9.      Выполнять ныряние по сигналу или с разрешения педагога, тренера- преподавателя.

4.3.10.      Выполняя ныряние потоком, друг за другом, не стартовать, пока нырнувший не появится на поверхности.

Обучающимся запрещается:

4.3.11.      Самостоятельно без команды педагога, тренера-преподавателя, входить в воду.

4.3.12.        Выполнять любые действия без разрешения педагога, тренера- преподавателя проводящего занятия.

4.3.13.      Хватать друг друга за руки, ноги, голову и другие части тела во избежание несчастных случаев и травм.

4.3.14.      «Топить» друг друга.

4.3.15.      Находиться в воде без шапочки для плавания.

4.3.16.      Бегать в помещении бассейна, в раздевалках.

4.3.17.      Прыгать в воду с бортиков и лестниц.

4.3.18.      Прыгать в воду вниз головой.

4.3.19.      Висеть и сидеть на разделительных дорожках, подныривать под лестницы в бассейне.

4.3.20.      Нырять с тумбочек и плавать под водой без разрешения педагога, тренера-преподавателя проводящего занятия.

4.3.21.      Вносить в помещение бассейна любые предметы без разрешения педагога, тренера-преподавателя проводящего занятия.

4.4.             Требования безопасности по окончании занятий

4.4.1.      С разрешения педагога, тренера-преподавателя выйти из воды по специальным лестницам, спиной к воде.

4.4.2.      Снять купальный костюм, плавки.

4.4.3.      Принять душ, вытереться, выжать плавательные принадлежности, просушить волосы феном.

4.4.4.      Надеть сухую одежду.

4.4.5.      С разрешения педагога, тренера-преподавателя проводящего занятия, организованно покинуть помещение бассейна.

4.5.             Требования безопасности в аварийных ситуациях и при несчастных случаях

4.5.1.      При возникновении во время занятий в воде болей в суставах, мышцах конечностей, сильного покраснения кожи, неприятных ощущений в глазах, возникновения кровотечения, а также при плохом самочувствии прекратить занятие и сообщить об этом педагогу, тренеру-преподавателю, проводящему занятия с последующим обращением к медсестре плавательного бассейна.

4.5.2.      При получении травмы сообщить об этом педагогу, тренеру-

преподавателю проводящему занятия.

4.5.3.      Почувствовав озноб, сообщить об этом педагогу, тренеру-преподавателю, проводящему занятия, с его разрешения выйти из воды и растереться сухим полотенцем.

4.5.4.   При судорогах не теряться, стараться держаться на воде и позвать на помощь.

4.5.5.    При возникновении чрезвычайной ситуации (появлении посторонних запахов, задымлении, возгорании) немедленно сообщить об этом педагогу, тренеру-преподавателю проводящему занятия и действовать в соответствии с его указаниями.

4.5.6.    При      необходимости и возможности помочь педагогу,

тренеру - преподавателю проводящему занятия, оказать пострадавшему первую помощь, вызвать «скорую помощь».

За несоблюдение правил и мер безопасности обучающийся может быть не допущен к участию в занятии.

5.    Плавание в организациях отдыха детей и их оздоровления

Отдых на воде - один из лучших видов отдыха, особенно летом. Много удовольствия приносят детям купание, плавание, прогулки на катерах и лодках и т.д. Однако пренебрежительное отношение к выполнению правил поведения и мер безопасности на воде нередко приводят к несчастным случаям, гибели людей. Организация летнего отдыха детей включает в себя оздоровительное плавание, обучение плаванию, спортивное плавание, водные праздники, требования к которым регламентированы постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16» и СП 2.1.3678-20 и постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 марта 2021 года №                                                                                         10 «О внесении изменений

в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно­эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

При проведении занятий плавания в условиях естественного водоема главное - это обеспечение безопасности и соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований. Использование открытых водных объектов для купания детей допускается только при наличии документа, подтверждающего его соответствие санитарным нормам предъявляющим гигиенические требования к охране поверхностных вод и (или) предъявляющим санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения, выданного органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

На берегу оборудуются навесы от солнца и устанавливаются кабины для переодевания, туалеты. Площадь водного зеркала в месте купания на проточном водоеме должна быть не менее 5 м2 на одного купающегося, а в купальнях - не менее 3 м2. В местах, отведенных для купания, не должно быть выхода грунтовых вод, водоворотов, воронок и течения более чем 0,3 м/сек (для детей) - 0,5 м/сек (для взрослых). Дно участка для купания должно иметь постепенный уклон от 0 до 1,5 метра без ям, уступов, коряг, крупных камней и посторонних предметов. Перед началом массового купания акватория должна быть обследована аквалангистами и очищена от опасных посторонних предметов.

Границы водоема в местах купания обозначаются буйками оранжевого цвета в соответствии с общими требованиями, глубина акватории не должна превышать: для детей дошкольного и младшего школьного возраста не более 0,7 м; для детей старшего возраста - 1,2 метра.

Пляж должен отвечать санитарным нормам и правилам, огражден забором со стороны суши. Плавучие купальни надежно закрепляются и соединяются с берегом мостиком или трапом, а сходы в воду должны иметь перила.

На должность инструктора по плаванию, спасателя могут быть назначены лица, имеющие соответствующую подготовку, подтверждаемую документами установленного в Российской Федерации образца и дающие право на данный вид деятельности.

Купание обучающихся разрешается группами, не более 20 человек и продолжительностью не свыше 10-20 минут. Купание не умеющих плавать проводится на мелководье в составе отдельной группы при глубине купальни не более 1,20 м. Купание и иные мероприятия на воде разрешаются только под руководством специалистов по плаванию (тренеров, инструкторов и т.д.) и спасанию при обязательном контроле медицинскими работниками.

Обучение плаванию строится на основе учебной программы, утвержденной организацией и организуется в специально отведенное для этого время. В начале и конце прохождения учебной программы проводится проверка плавательной подготовленности всех обучающихся.

При организации купания в организациях отдыха детей должны соблюдаться следующие правила:

-купание        в        открытых       водоемах       рекомендуется       проводить

в солнечные и безветренные дни при температуре воздуха не ниже +23°С и температуре воды не ниже +20°С;

-     после недели регулярного купания допускается снижение температуры воды до 18°С для основной и подготовительной групп;

-     рекомендуемая продолжительность непрерывного пребывания в воде в первые дни 2-5 минут с постепенным увеличением до 10-15 минут;

-    на одного умеющего плавать взрослого человека должно быть не более 10 обучающихся (как в открытом водоеме, так и в бассейне);

-     общее количество купающихся одновременно не должно превышать 20 обучающихся;

-     наблюдение ведут 2 взрослых (вожатый, инструктор по плаванию), один находится в водоеме, второй наблюдает с берега;

-     объяснить обучающимся, что при купании следует выполнять все команды руководителя;

-     не разрешать заплывать за буйки и знаки ограждения.

Организовать купание лучше утром или вечером. Купание сразу после приема пищи не рекомендуется. После купания необходимо пересчитать обучающихся.

Средства обеспечения безопасности занятий на воде: спасательные круги пробковые, нарукавники, спасательные жилеты, плавательные доски, конец Александрова, шест, лодка (шлюпка), ограждение, табличка «Место для купания», средства связи, сигнализация, освещение

Знаки безопасности на воде. Знаки устанавливаются на берегах водоемов, они имеют прямоугольную форму с размерами сторон не менее 50 х 60 см и изготавливаются из прочного водостойкого материала, устанавливаются на видных местах на высоте не менее 2,5 м. Надписи на знаках делаются черной или белой краской.

При отсутствии естественных водоемов возможна организация купания обучающихся в бассейнах, которые должны отвечать гигиеническим требованиям к устройству, эксплуатации и качеству воды плавательных бассейнов. В процессе эксплуатации бассейна остаточное содержание (концентрация) химических веществ, применяемых для обеззараживания, в воде и воздухе (зоне дыхания) не должно превышать гигиенические нормативы. При устройстве открытых бассейнов по периметру участка предусматриваются ветро и пылезащитные полосы древесных и кустарниковых насаждений. На пути движения от душа к ванне бассейна должны размещаться ножные ванны с проточной водой. Обеззараживание воды, поступающей в ванны плавательных бассейнов, должно быть обязательным для всех типов бассейнов.

В целях предупреждения распространения инфекционных заболеваний разрешается посещение бассейна только при наличии у обучающихся справок о медицинском осмотре, в том числе детям дошкольного и младшего школьного возраста в обязательном порядке требуется справка о результатах паразитологического обследования на энтеробиоз.

Вода является важнейшим и ценным природным ресурсом необходимым не только для жизнедеятельности человека, но и для функционирования всего живого на нашей планете. Но следует помнить, что этот ресурс так же очень быстро исчерпаем. Запасы воды на Земле не бесконечны. Хоть и вода - очень ценный ресурс, но и он представляет опасность для жизни человека. Поэтому необходимо соблюдать правила безопасности при любом контакте с водой, особенно детям.