Официальный сайт администрации города Махачкалы
Войти
Транспорт
Развитие интеллектуальной транспортной системы Махачкалы обсудили на пресс-брифинге

 Сегодня, 16 июня, на площадке РИА «Дагестан» прошел пресс-брифинг директора департамента   интеграционных проектов ГК «Урбантех» Игоря Канатченко, в ходе которого были обсуждены   вопросы развития интеллектуальной транспортной системы в Махачкалинской агломерации.

Благодаря внедрению ИТС в Махачкале администрация столицы получила возможность в режиме реального времени контролировать загруженность улиц, управлять движением на перекрестках и в местах основного скопления машин, оперативно реагировать на ДТП и следить за качеством работы общественного транспорта.

Игорь Канатченко подробно рассказал, какая работа проделана на сегодня, обозначил планы работы в обозримом будущем, а также ответил на вопросы журналистов.

– Мы уже неоднократно слышали о том, что в Махачкале внедряется интеллектуальная транспортная система. На каком этапе сейчас находится ИТС? 

– В июне мы пересекли очередной рубеж проекта – половину второго этапа, который должен завершиться осенью 2022 года. Начиная с ноября прошлого года была проделана работа по созданию базы для достижения базового уровня цифровой зрелости: созданы центр обработки данных, центр управления дорожным движением, установлено необходимое периферийное оборудование.

За 6,5 мес. мы установили 49 дорожных видеокамер, 27 дорожных контроллеров, 94 транспортных детектора, 186 транспортных и пешеходных светофоров, внедрили 11 модулей и подсистем.

– В каких еще регионах РФ вы внедряете ИТС?

– Среди наиболее ярких примеров успешного внедрения ИТС можно выделить Московскую область. Это хорошая история с точки зрения профессионального консалтинга в сфере решения транспортных проблем средствами ИТС.

В рамках проекта было модернизировано 107 км дорожной сети: оборудовано 50 регулируемых перекрестков, установлено 150 камер видеонаблюдения и 129 детекторов транспорта, перенастроено более 20 светофоров. Проведены работы по расчету и запуску оптимальных режимов светофорных объектов, точечному изменению организации дорожного движения.

В результате пропускная способность автодорог увеличилась на четверть. Для жителей это означает конкретные изменения: на 63% сократилось время пребывания в пробках (например, в Щелково проехать по городу теперь можно за 15–20 минут даже в пиковые часы), на 20% уменьшилось среднее время в пути, на 2 часа сократилась общая продолжительность пробок. При этом общественный транспорт буквально стал ходить как часы – отставания от расписания сократились до одной минуты максимум.

В июне этого года мы приступили к реализации проекта по внедрению ИТС в Нижегородской городской агломерации. По итогам реализации комплексного проекта власти региона нацелены снизить количество ДТП, увеличить пропускную способность дорог, повысить уровень безопасности дорожного движения для автомобилистов и пешеходов, а также качество сервиса для пассажиров общественного транспорта. Для этого первым шагом создается Единая платформа управления транспортными потоками – ЕПУТС.

Платформа объединит пять существующих в городе информационных систем и 20 новых модулей и подсистем, создаваемых в рамках проекта. Система обеспечит взаимосвязанное функционирование всех подсистем и сервисов ИТС для повышения пропускной способности транспортной сети и безопасности участников движения.

– Почему интеллектуальная транспортная система важна для развития современных городов?

– Интеллектуальная транспортная система позволяет решить основные транспортные вопросы города. Благодаря ей существует возможность выявления особо сложных участков дорожного трафика. Для этого используются городские видеокамеры, датчики транспорта и светофорные объекты. Информация, полученная с этих объектов, позволяет оценить текущее состояние дорожного движения и получить возможность оперативно реагировать на затруднения дорожного движения и устранять первопричину.

– На ваш взгляд, задачи, которые решает ИТС, одинаковые для всех регионов? Если нет, то как выявляются проблемы конкретной агломерации и пути их решения?

– При внедрении ИТС в регионах не стоит искать эталонный пример, опыт которого можно полностью перенять. Безусловно, стоит учитывать опыт других регионов и учиться на их ошибках, но проектировать, внедрять и эксплуатировать ИТС нужно исходя из особенностей отдельно взятого региона.

Для выявления проблем конкретной агломерации важно проанализировать и актуализировать схему организации дорожного движения, выявить проблемные участки, разработать комплекс мер и решений для улучшения ДТИ и после этого приступать к реализации проекта.

– Какие проблемы Махачкалы призвана решить ИТС? Какой эффект ожидается «на выходе»?

– Интеллектуальная транспортная система призвана улучшить дорожно-транспортную инфраструктуру города, повысить безопасность дорожного движения и обеспечить комфорт для водителей и пешеходов Махачкалы.

Результаты от внедрения ИТС в Махачкале уже видны по итогам реализации первого этапа, в феврале-марте 2022 года. Благодаря автоматизированному координированию управления светофорными объектами пропускная способность проспектов Петра I и Расула Гамзатова в утренний и вечерний часы пик увеличилась на 14% и 12% соответственно.

– Как центр управления дорожным движением, открывшийся в Махачкале весной, повлиял на развитие ИТС в регионе?

– Запуск ЦУДД – важный этап внедрения интеллектуальной транспортной системы, благодаря которому в режиме реального времени можно контролировать загруженность улиц, оперативно реагировать на ДТП, следить за качеством работы общественного транспорта, а также управлять движением на перекрестках и в зонах основного скопления машин.

На основе данных транспортных детекторов операторы ЦУДД рассчитывают программы управления светофорными объектами; мониторинг видеопотока с установленных камер позволяет выявить потенциальные факторы аварий, а система мониторинга общественного транспорта ЦУДД, к которой подключены 42 троллейбуса города, дает возможность операторам контролировать количество троллейбусов, вышедших в рейс, и выявлять возможные нарушения правил дорожного движения.

– Есть ли положительный фидбек от горожан, насколько внедрение ИТС повлияло на комфорт водителей и пешеходов?

– В зону действия ИТС в Махачкале сейчас входят четыре улицы: проспекты Петра I, Расула Гамзатова, ул. Ярагского и Коркмасова. Многие жители позитивно отзываются о результатах внедрения интеллектуальной транспортной системы, в особенности о работе светофоров в режиме “зеленой волны” на проспектах Петра I и Расула Гамзатова. На сегодняшний день на самых загруженных городских магистралях модернизированы почти 200 транспортных и пешеходных светофоров, установлены 28 стратегических транспортных детекторов и 49 видеокамер.

– Повлияют ли санкции на работу интеллектуальной транспортной системы, в том числе в Махачкале?

– В сложившейся геополитической ситуации российские компании с отечественными разработками, способные работать на полностью российском оборудовании и разрабатывать санкционно-защищенное ПО, окажутся в наиболее выигрышной ситуации, так как они не зависят от внешнеполитических факторов.

Кроме того, для эффективного внедрения и эксплуатации ИТС необходимы комплексный подход и система, позволяющая обеспечить полный цикл работы: от проектирования конфигурации ИТС до управления ею в режиме реального времени. С этой задачей позволяет справиться комплексная услуга ЦОДД as service. Такой подход позволяет быстрее увидеть эффект от внедрения.

– Необходимо ли расширять географию ИТС и выходить за пределы Махачкалинской агломерации?

– Безусловно, важно расширить географию проекта. При подключении к единой системе как можно большего числа улиц города станет возможно в режиме реального времени перенаправлять потоки с загруженных улиц на более свободные и оперативно реагировать на аварийные ситуации.

– Что нужно сделать, чтобы Махачкалинская городская агломерация достигла второго уровня цифровой зрелости?

– Для выполнения требований постановления правительства РФ для развития ИТС до 2-го уровня цифровой зрелости необходимо:

• Внедрить интеграционную платформу, подсистемы метео-мониторинга и диспетчерского управления служб содержания дорог;

• Подключить 54 светофорных объекта с адаптивным управлением к ЦУДД;

• Установить:

✓ 65 транспортных детекторов на СО, подключаемые к ЦУДД;

✓ 287 детекторов транспорта на магистралях общегородского и районного значений;

✓ 335 видеокамер на всех пересечениях магистральных дорог и улиц общегородского и районного значения.

– По каким критериям можно оценить эффективность внедрения ИТС?

– Важно понимать, что эффект от внедрения будет заметен при многостороннем подходе к решению транспортных проблем. Необходимо не только модернизировать светофорные объекты и настраивать их на эффект “зеленой волны” для увеличения пропускной способности дорог, но и решать проблемы со стихийными парковками и общественным транспортом.

Количественными показателями эффективность внедрения ИТС можно оценить, например, увеличением пропускной способности дорог и сокращением времени автомобилистов в пути, сокращением уровня аварийности на дорогах и задержек общественного транспорта, а также увеличением количества пассажиров, использующих общественный транспорт.