Официальный сайт администрации города Махачкалы
Войти
Транспорт
Транспортная реформа в действии: в Махачкале открылся Центр управления дорожным движением

В Махачкале открылся Центр управления дорожным движением – единый региональный центр компетенций по эксплуатации и развитию интеллектуальной транспортной системы Республики Дагестан.

Сегодня Центр управления дорожным движением посетили Глава Дагестана Сергей Меликов, вице-премьер Ризван Газимагомедов, мэр Махачкалы Салман Дадаев, начальник Главного управления МЧС России по Республике Дагестан Нариман Казимагамедов, министр транспорта РД Джамбулат Салавов, министр цифрового развития Юрий Гамзатов, а также руководство подрядной организации – группы компаний «Урбантех», занимавшейся внедрением системы в столице Дагестана.

По итогам первого этапа внедрения ИТС (интеллектуальной транспортной системы) администрация Махачкалы получила возможность в режиме реального времени контролировать загруженность улиц, управлять движением на перекрестках и местах основного скопления машин, оперативно реагировать на ДТП и следить за качеством работы общественного транспорта.

Проект по внедрению интеллектуальной транспортной системы в Махачкалинской городской агломерации стартовал в ноябре 2021 года. В зону действия ИТС сейчас входят четыре улицы – проспекты Петра I, Расула Гамзатова, улицы Ярагского и Коркмасова. На самых загруженных городских магистралях модернизированы 23 светофорных объекта, установлены 24 стратегических транспортных детектора и 41 видеокамера. IT-платформа Центра управления дорожным движением автоматически аккумулирует данные об интенсивности и скорости дорожного трафика, пробках, авариях, опасных инцидентах с участием водителей и пешеходов.

Четыре сотрудника Управления промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Махачкалы прошли обучение у экспертов по организации дорожного движения группы компаний «Урбантех», технологического партнера Дагестана по внедрению ИТС.

При поддержке «Урбантех» региональные специалисты в режиме реального времени управляют трафиком в Махачкале и пригородах, выявляют и предотвращают потенциальные аварии в городе, контролируют качество работы общественного транспорта.

В зоне действия ИТС уже внедрено автоматизированное координированное управление светофорными объектами. На основе данных транспортных детекторов операторы ЦУДД рассчитывают программы управления светофорными объектами. Например, какой должна быть длительность зеленого сигнала в конкретный момент времени, чтобы избежать образования заторов и упорядочить движение.  Или как изменить фазы работы светофоров, чтобы обеспечить координацию – «зеленую волну»  ̶ по всем улицам. В зависимости от дорожной ситуации, погодных условий оператор ЦУДД также может в ручном режиме настраивать работу светофорных объектов на конкретной улице.

Такой подход уже позволил в феврале-марте 2022 года увеличить пропускную способность проспектов Петра I и Расула Гамзатова в утренние и вечерние часы пик на 11% и 9% соответственно.

Благодаря мониторингу видеопотока с установленных камер операторы могут выявить потенциальные факторы аварий в Махачкале. Например, автомобиль, который стоит под знаком «Остановка запрещена», движется против или перпендикулярно основному потоку движения. Все данные о подобных инцидентах хранятся бессрочно и доступны сотрудникам ГИБДД для расследования причин аварий и ситуаций опасного вождения.

К системе мониторинга общественного транспорта ЦУДД подключены 42 троллейбуса, при этом IT-платформа полностью готова к управлению всеми видами городского общественного транспорта. Сотрудники контролируют, сколько троллейбусов вышло на линию, их маршрут и скорость передвижения по городу, выявляют возможные нарушения правил дорожного движения. Данные обновляются раз в 6–8 минут, поэтому их можно использовать для диспетчерского контроля, актуализации расписания на табло городских остановок, на интернет-портале и мобильном приложении общественного транспорта.

«Запуск ЦУДД – это важный этап внедрения интеллектуальной транспортной системы в Махачкале. Фактически мы создали «Центр управления полетами», но наша цель – не просто сбор цифр и данных для управления дорожным трафиком. Мы хотели бы добиться в сотрудничестве с городскими властями заметных эффектов для жителей: сократить пробки, повысить безопасность дорожного движения и комфорт для пассажиров общественного транспорта. Мы видим поддержку проекта по внедрению ИТС со стороны республиканских и городских ведомств – ГИБДД, Управления транспорта, Управления ЖКХ – и работаем вместе в интересах жителей Махачкалы», – подчеркивает Игорь Канатченко, директор департамента интеграционных проектов группы компаний «Урбантех».

Мэр Махачкалы Салман Дадаев отметил, что городские власти намерены продолжить внедрение интеллектуальной транспортной системы в Махачкалинской городской агломерации. К октябрю 2022 года в столице будут установлены еще 25 умных светофоров и 18 детекторов транспорта. В зону ИТС войдет часть проспекта Али-Гаджи Акушинского, на котором будут модернизированы 9 светофорных объектов. Также будет завершена интеграция ИТС с городской интеллектуальной системой видеонаблюдения и видеоаналитики «Безопасный город».

К октябрю 2023 года в Махачкале дополнительно будут установлены 12 «умных» светофоров на проспектах Акушинского и Гамидова. Для решения задач городских служб будет внедрен модуль диспетчерского управления для ЧС и ВС, подсистема управления состоянием дорог, модуль транспортного планирования и моделирования, модуль «цифровой двойник» транспортной инфраструктуры.

Таким образом, ИТС Махачкалинской городской агломерации в существующих границах 6 улиц будет соответствовать параметрам цифровой зрелости транспортной инфраструктуры Минтранса России.