В актовом зале столичной администрации города Махачкалы состоялось расширенное совещание по вопросу повышения налогооблагаемой базы с участием представителей районных инспекций Федеральной налоговой службы, территориальных служб Управления федеральной службы судебных приставов, начальника УМВД России по РД в г. Махачкале Анзора Салихова, заместителей мэра и руководителей структурных подразделений администрации города под руководством и. о. мэра Махачкалы Ризвана Газимагомедова.
Открывая совещание, Ризван Газимагомедов отметил, что вопрос повышения налогооблагаемой базы является одним из ключевых в стратегии экономического и социального развития столицы.
С докладами о принимаемых мерах по мобилизации доходов в бюджет городского округа выступили заместитель главы администрации – начальник Финансового управления г. Махачкалы Хаким Ашиков и начальник Управления экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей Нариман Гасанов. Из их доклада следует, что на протяжении пяти лет в списке крупнейших должников по уплате налогов значатся одни и те же фамилии, что говорит о недостаточной работе с должниками со стороны профильных органов власти. 237 жителей города имеют задолженности по налогам на землю и имущество на сумму свыше одного миллиона рублей.
Также были обсуждены меры по актуализации земельных участков и объектов капитального строительства в целях увеличения налогооблагаемой базы по имущественным налогам на примере внутригородских районов.
О принимаемых мерах по мобилизации неналоговых доходов в бюджет города Махачкалы в 2023 г. и погашению задолженности предыдущих периодов рассказали врио начальника Управления имущественных и земельных отношений Магомед Гаджиев и заместитель начальника Управления торговли, предпринимательства и рекламы Омар Магомедов.
Подводя итоги, участники совещания отметили, что в настоящее время разработан План мероприятий по увеличению доходной части бюджета города. В частности, предусматривается принятие мер по:
– погашению задолженности по налоговым и неналоговым доходам (на 1 января 2023 года – 2 284 911 тыс. рублей) во взаимодействии с налоговыми органами;
– обеспечению контроля за целевым и эффективным использованием муниципального имущества;
– проведению инвентаризации муниципального имущества, в том числе переданного муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения;
– обеспечению контроля за своевременным и полным поступлением доходов от использования муниципального имущества;
– проведению инвентаризации договоров аренды муниципального имущества, переданных в аренду. При этом необходимо принять решения по изъятию имущества у пользователей, нарушающих законодательство и условия договоров аренды;
– проведению претензионной работы по взысканию задолженности по платежам за аренду муниципального имущества (на 1 января 2023 года – 375,4 млн рублей);
– начислению пени в размере 0,03 % за каждый день просрочки за несвоевременное внесение арендной платы за использование муниципального имущества;
– изменению размера арендной платы по объектам аренды (нежилым помещениям) в соответствии с условиями договоров;
– изъятию муниципального имущества, используемого сторонними лицами без заключения договоров аренды;
– передаче в аренду всех объектов нежилого фонда, находящихся в казне (97 неиспользуемых объектов);
– предоставлению в аренду муниципального имущества в соответствии со статьей 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» на основе проведения конкурсных процедур;
– разработке прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества;
– повышению эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий.
Кроме того, совместно с налоговыми органами будет обеспечиваться вовлечение в налогооблагаемый оборот земельных участков и объектов капитального строительства, исходя из их фактического использования (на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения сельскохозяйственного производства, фактически возведены коммерческие объекты).
В завершение совещания Ризван Газимагомедов добавил: стереотип о том, что в Дагестане низкая платежная дисциплина, слишком растиражирован.
«Сформировалось это мнение о населении республики в первую очередь из-за недостаточной работы самих органов власти и тех же ресурсоснабжающих организаций, долгое время не уделявших должного внимания этой работе. О том, что этот миф далёк от действительности, говорит уже то, что Дагестан сегодня в числе лидеров по оказанию помощи в проведении СВО, когда дагестанцы добровольно, по зову души перечисляют крупные средства, чтобы помочь фронту. И налоги тоже неукоснительно начнут платить, если будут понимать, на что пойдут эти средства. Что эти деньги идут на строительство новых школ, детсадов, иных социальных объектов. И доходят до адресата. Но для этого нужно работать с людьми, не ограничиваясь лишь требованиями служебных инструкций», – подчеркнул и. о. главы Махачкалы.