В Махачкале прошла конференция, на которой обсудили вопросы теологического образования

25 ноября 2016

культура образование религия Ислам обучение 

В четверг, 24 ноября, в г. Махачкала состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Теологическое образование в России: современное состояние и перспективы», проходившая при поддержке Комитета по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями РД, Муфтията РД и Дагестанского гуманитарного института.

В ней приняли участие деятели образования, науки и религии, ректора высших исламских университетов, специалисты по вопросам теологического образования России, представители общественных организаций и СМИ.

С приветственным словом к участникам обратился ректор Дагестанского гуманитарного института Мурад Булатов, который отметил, что тема научного мероприятия выбрана неслучайно: «Получение теологического образования крайне актуальна, поскольку ислам, к сожалению, все чаще становится необоснованным фактором в руках псевдопроповедников. «Сегодня особенно важно просвещать молодежь, чтобы она понимала, что такое настоящая религия и ее фундаментальные принципы».

Заместитель муфтия РД Ахмад Кахаев, который выступил от Духовного управления мусульман Дагестана, рассказал о преемственности в создании и развитии религиозного образования в республике. Он также напомнил, что Дагестан всегда являлся колыбелью знаний на Северном Кавказе: «Именно наша республика готовила и снабжала соседние регионы имамами, кадиями. Говоря о современном состоянии религиозного образования, богослов подчеркнул, что для желающих получить теологическое образование в Дагестане созданы все условия. Более того, окончив вузовскую программу, выпускник может продолжить обучение как у авторитетных дагестанских ученых, так и за рубежом в ведущих исламских учебных заведениях».

Начальник отдела Комитета по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями РД Магомедали Гапаров выступил с докладом «Взаимодействие государства и религиозных организаций в развитии религиозного образования в России». В частности, в нем отмечалось, что система исламского образования Дагестана имеет достаточно интересную и самобытную историю и берет свое начало с периода распространения ислама на территории нынешнего Дагестана.

«К концу XIII века на территории нынешнего Дагестана уже сложилась целая система исламского образования, имевшая разные ступени подготовки: мактаб, медресе, индивидуальное обучение у мусульманских учёных – алимов и шейхов. В 90-е годы, после длительного застоя в религиозной сфере, начинается возрождение ислама.

В декабре 1997 года Народным Собранием РД принят закон «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях», начинают восстанавливаться старые и строиться новые мечети, открываются религиозные учебные заведения. До 2008 года на территории республики Дагестан действовало 16 исламских вуза и 50 их филиалов, а также медресе и мактабы. Однако в связи с усилением требований со стороны государства и приведением деятельности религиозных образовательных учреждений в соответствие с требованиями законодательств РФ и РД, повышения качества и уровня религиозного образования в республике впервые началось массовое закрытие филиалов религиозных вузов и медресе, поскольку для филиалов вузов и медресе требовалось получить отдельную лицензию на образовательную деятельность. Этот процесс также коснулся и религиозных высших и средних образовательных учреждений.

В настоящее время в Дагестане функционируют 6 исламских вузов, 15 медресе, более 280 мактабов», – отметил Гапаров.

По его словам, теологическое образование на сегодняшний день представляет собой трехуровневую систему: примечетские начальные школы (мактабы), медресе и исламские вузы. Образование ведется в соответствии с требованиями федерального и республиканского министерства образования и науки.

«Однако остаются нерешенные проблемы. Не во всех учебных заведениях соответствующее качество образования, где-то не хватает высококвалифицированного преподавательского состава, учебно-методической базы. Остается проблема трудоустройства выпускников исламских учебных заведений», – подчеркнул выступающий.

Говоря о трудоустройстве выпускников исламских учебных заведений, представитель Магмоедали Гапаров проинформировал, что данный вопрос неоднократно обсуждался у Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова. Им была подана идея получения обучающимися параллельно еще одной дополнительной специальности. В связи с этим Комитетом был проведен мониторинг наиболее востребованных профессий. В ближайшем будущем будет принята соответствующая программа, и в медресе и университетах начнется дополнительное обучение рабочим специальностям.

Участники конференции обсудили такие вопросы, как история религиозного образования в России, современное состояние религиозного/теологического образования в России, возрождение российской исламской богословской школы, современное состояние и основные проблемы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в Российской Федерации, создание многоуровневой системы отечественного исламского образования, подготовка квалифицированных кадров для религиозных организаций РФ и др.

Докладчики в своих выступлениях обратили особое внимание на то, что, наряду с изучением богословских дисциплин, необходимо давать и светские знания. Теолог – это представитель исламской интеллигенции, это дипломат, который знает не только свое богословие, но и другие религии; психолог, умеющий найти правильный подход к детям, взрослому поколению, знающий арабский язык не только на бытовом уровне, а намного глубже, чтобы мог изучать оригиналы трудов великих мусульманских деятелей, философов.

Система исламского образования в России требует максимального практического подхода, чтобы стать конкурентоспособной не только в нашей стране, но и на мировом уровне.

В завершении конференции участниками была принята резолюция.





Вернуться к началу