ПРОГРАММА
экономического и социального развития
муниципального района (городского округа) Республики Дагестан
 
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
 
Паспорт программы
I. Общая характеристика МО       
II. Анализ социально-экономического развития
1.1. Агропромышленный комплекс       
1.2. Промышленность
1.3. Инвестиционная политика и строительство
1.4. Транспорт и связь.        
1.5. Малый и средний бизнес.      
1.6. Здравоохранение
1.7. Образование        
1.8. Уровень и качество жизни
1.9.  Рынок труда
1.10. Культура
1.11. Физическая культура и спорт
1.12. Потребительский  рынок
III. Развитие МО в рамках реализации Приоритетных проектов развития Республики Дагестан
3.1. Реализация приоритетного проекта «Эффективный агропромышленный комплекс»
3.2. Реализация  приоритетного проекта Республики Дагестан «Новая  индустриализация»
3.3. Реализация  приоритетного проекта Республики Дагестан «Обеление» экономики»
3.4 Реализация приоритетного проекта Республики Дагестан «Точки роста»,  инвестиции и эффективное территориальное развитие
 3.5. Реализация  приоритетного проекта Республики Дагестан «Эффективное государственное управление»
3.6. Реализация  приоритетного проекта Республики Дагестан «Человеческий капитал»
IV. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы
V. Перечень программных мероприятий
VI. Ресурсное обеспечение  программы
VII. Механизм реализации программы
VIII. Оценка эффективности реализации программы       
IX. Организация управления реализацией программы
и контроль за ее исполнением      
Приложения к программе
1. Перечень программных мероприятий
2. Объемы и источники финансирования программных мероприятий
3. Показатели эффективности реализации программных мероприятий      
4. Основные индикаторы оценки хода реализации программы
 
I.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1
Наименование Программы
                                  
2
Основание для разработки Программы
3
Заказчик Программы
4
Разработчик Программы
5
Исполнители Программы
6
Основная цель Программы
7
Основные задачи  Программы
8
Сроки и этапы реализации Программы
9
Перечень основных мероприятий Программы
10
Объемы и источники финансирования Программы
11
Ожидаемые результаты  реализации
Программы
12
Контроль за реализацией Программы

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
 
 
 1.Анализ социально-экономического положения и основные направления развития муниципального района (городского округа)
1.1. Общая  характеристика муниципального образования
Данный  раздел включает общую информацию о  муниципальном районе  (городском округе):  данные о географическом положении, размере занимаемой территории, наличие документов территориального планирования,  муниципальных образованиях, с которыми граничит данное муниципальное образование, расстояние до административного центра республики, особенностях природных условий, численности и национальном составе населения, крупных населенных пунктах, основных отраслях экономики, главных транспортных магистралях.
1.2. Оценка социально-экономического положения муниципального  района (городского округа)
 В разделе приводится анализ социально-экономического положения района (города) за предшествующий трехлетний период   по  следующим направлениям:
демографическая ситуация (рождаемость, смертность, продолжительность жизни, состояние здоровья населения, миграционное движение);
социальная сфера (образование, здравоохранение, наука, культура, занятость, уровень преступности);
уровень жизни населения (среднедушевые доходы, заработная плата);
финансы (бюджет и налоги, внебюджетные фонды, межбюджетные отношения, финансовое положение предприятий);
отраслевая структура экономики (промышленность, сельское хозяйство, малое и среднее предпринимательство, транспорт, связь  и т.д.);
привлечение инвестиций;
жилищно-коммунальное хозяйство.
Для объективной оценки социально-экономического положения набор анализируемых показателей следует расширить, а их среднедушевые (удельные) значения сравнивать с показателями  муниципального района (городского округа) - соседей или сходного  муниципального района (городского округа)  по специализации и типу хозяйства, а также с показателями по Республике Дагестан.       
 
1.3. Анализ сильных и слабых сторон муниципального образования,
 возможностей и угроз в его внешней среде (SWOT-анализ)
 
SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).На основании последовательного рассмотрения этих факторов принимаются решения по корректировке целей. SWOT-анализ в общем виде представляет собой таблицу, в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы. Это сопоставление позволяет чётко определить, какие шаги могут быть предприняты для развития муниципального образования и, на какие проблемы необходимо обратить особое внимание.
1.4. Социально-экономический потенциал
  муниципального района (городского  округа)
 
Раздел включает в себя информацию  о наличии свободных земельных ресурсов, пригодных для развития сельского хозяйства, наличие природных ресурсов, которые могут представлять интерес для промышленного освоения, наличие недоиспользованных производственных мощностей
и подготовленных площадок, пригодных для промышленного развития, наличие свободных трудовых ресурсов, возможность кооперации с другими территориями.
На основе анализа социально-экономического положения и данных
о ресурсах социально-экономического развития делаются выводы о проблемах и тенденциях развития муниципального образования.
   
1.5. Основные проблемы социально-экономического  
развития  муниципального района   (городского округа)
 
Анализ современного социально-экономического положения муниципального  района (городского округа)  рекомендуется завершить количественной характеристикой основных проблем, решение которых и должно составить основное содержание программы.
Особое внимание следует уделить институциональным и структурным проблемам, социальной сфере, межрайонным связям и связям с другими городами Республики Дагестан. Для количественной характеристики основных проблем целесообразно применять оценки обеспеченности важнейшими ресурсами (финансовыми, трудовыми, природными и т.д.).
Выявление основных проблем развития создает объективную основу для системного построения целей и задач программы и позволяет распределить их по этапам программы.
 
1.5. Оценка действующих мер по улучшению социально-экономического положения  муниципального района
(городского округа)
В данной части рассматриваются все действующие формы и методы управления со стороны федеральных и республиканских органов власти, органов местного самоуправления на социально-экономическое развитие субъекта и анализируется эффективность реализуемых мер исходя из оценки динамики социально-экономического развития территории.
По видам управления рассматриваются:
- действующие на территории  муниципального района (городского округа) Республики Дагестан, федеральные и республиканские законы, Указы Президента Российской Федерации, Президента Республики Дагестан, постановления Правительства  Российской Федерации, Правительства Республики Дагестан;
- решения вышестоящих органов власти, уточняющие полномочия муниципальных районов (городских округов) Республики Дагестан;
- нормативные акты органов исполнительной и представительной власти муниципального района (городского округа) Республики Дагестан.
В  результате данной работы должны быть определены основные направления реформирования нормативной правовой базы  муниципального района (городского округа) Республики Дагестан.
 
1.6.Основные направления развития муниципального района (городского округа)
 
В разделе приводятся приоритетные направления развития муниципального образования.
Для муниципальных образований основными из приоритетных направлений могут быть:
- создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;
- техническое перевооружение и модернизация предприятий, внедрение современных технологий по глубокой переработке сырья;
- создание условий для развития малых и средних предприятий;
- обеспечение эффективного функционирования агропромышленного комплекса;
- развитие транспортной инфраструктуры как основного связующего звена в межрегиональных связях;
- развитие инфраструктуры связи, доступа к современным информационным технологиям;
- обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе за счет повышения эффективности работы систем жизнеобеспечения, снижения потерь и предотвращение возможных аварий экологического характера;
- развитие социальной инфраструктуры
- развитие приграничных и межрегиональных связей регионов и их интегрирование в российскую и мировую экономику, науку, культуру;
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- проведение мероприятий по оздоровлению экологии и предупреждению чрезвычайных ситуаций;
- прочие направления развития.
2. Основные цели и задачи реализации программы
 
Формируемые в данном разделе цели и задачи программы должны соответствовать положениям Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года и  Стратегиям  социально-экономического развития территориальных зон  Республики Дагестан до 2025 года, другим программным и прогнозным документам Правительства Республики Дагестан, положениям основных направлений социально-экономического развития Республики Дагестан.
Основные направления территориальной программы должны быть ориентированы на долгосрочный период и направлены на улучшение инвестиционного климата, создание благоприятных условий для развития предпринимательства.
Реализацию программы целесообразно осуществлять  с учетом этапов, определенных в Стратегиях социально-экономического развития  территориальных зон до 2025 года.
 
 
3. Система программных мероприятий
 
Приводится система программных мероприятий, являющаяся совокупностью институциональных и правовых преобразований, мероприятий и проектов в социальной и экономической сфере, выполнение которых обеспечивает решение среднесрочных задач, что позволит в дальнейшем осуществить реализацию программы в целом. Система программных мероприятий разрабатывается на среднесрочный период.
В систему программных мероприятий рекомендуется включить  мероприятия  федеральных, республиканских  и муниципальных целевых программ, направленных на комплексное развитие территорий, а также мероприятия и инвестиционные проекты.
Все программные мероприятия рекомендуется сгруппировать в соответствии со среднесрочными целями и задачами в разрезе видов деятельности.
Каждое мероприятие характеризуется:
целью и задачей программы, на достижение (решение) которых оно направлено;
принадлежностью к определенному виду деятельности;
конкретным планом действий (содержанием мероприятия);
сроками выполнения;
органом, ответственным за выполнение;
объемом и источниками финансирования;
показателями бюджетной и социальной эффективности;
результатами реализации.
Перечень программных мероприятий (с информацией о содержании мероприятия, сроках реализации, результатах реализации с указанием органа, ответственного за выполнение мероприятия) приводится в приложении  1 к  макету.
Показатели эффективности программных мероприятий приводятся в приложении  2 к  макету.
Объемы и источники финансирования (с разбивкой по годам реализации) приводятся в приложении  3 к типовому макету.
           
4. Ресурсное обеспечение программы
 
В данном разделе определяется общий объем финансирования системы среднесрочных программных мероприятий с указанием возможных источников финансирования и сроков их выделения.
В качестве финансовых источников могут быть:
средства федерального бюджета;
средства республиканского бюджета;
средства бюджета муниципального образования;
внебюджетные источники (собственные средства предприятий, заемные средства, средства кредитных учреждений, другие источники финансирования).
Обязательными источниками финансирования из вышеперечисленных выступают средства бюджета муниципального образования, а также внебюджетные источники.
5. Совершенствование нормативно-правовой базы
         В целях  эффективного  решения вопросов социально-экономического развития муниципального района (городского  округа) необходимо реформирование существующей нормативно-правовой базы, которое является основой создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата на данной территории.
Комплекс мероприятий по реформированию нормативно-правовой базы представлен в Приложении 5 типового макета.
Проведение институциональных преобразований должно быть направлено на:
создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской деятельности;
защиту прав собственности, в том числе интеллектуальной;
выравнивание условий конкуренции и действенная антимонопольная политика;
дебюрократизацию муниципальной экономики, которая заключается в упорядочении регулирующих функций муниципалитета, сокращении административного вмешательства в предпринимательскую деятельность;
повышение эффективности управления муниципальной собственностью;
развитие финансовой инфраструктуры и повышение инвестиционной привлекательности.
 
6. Механизмы реализации программы
 
В главе содержится описание организационных, экономических и правовых механизмов, необходимых для полноценной реализации программы.
Необходимо отметить базовый принцип, определяющий построение механизма реализации программы – принцип "баланса интересов", который подразумевает обеспечение соблюдения интересов предприятий и организаций различных форм собственности, субъектов управления различного уровня, участвующих в реализации программы.
Выступая как субъект хозяйственных отношений, местные органы управления обеспечивают свои интересы и одновременно создают условия для эффективного функционирования предприятий, улучшения инвестиционного климата территории. Деятельность органов  местного самоуправления муниципального района  (городского округа) Республики Дагестан по реализации программы заключается не в прямом участии в работе отдельных предприятий (что нарушает принцип равных конкурентных условий), а в создании благоприятных условий для их деятельности: свобода и доступность экономической инициативы; добросовестная конкуренция; снижение барьеров входа на товарные рынки.
В соответствии с поставленными целями программы возможно софинансирование конкретных проектов за счет средств республиканского бюджета РД в рамках перечня инвестиционной программы Республики Дагестан, федеральных целевых программ, финансируемых с 2014 года. При этом, следует отметить, что условием выделения средств республиканского бюджета РД будет эффективность реализации вышеуказанных мероприятий.
 
 
7. Оценка эффективности реализации программы
 
В соответствии с поставленными целями и задачами ежегодно, а также по окончании каждого из этапов реализации программы, должны быть представлены качественные, а также количественные результаты ее выполнения.
В качестве основных индикаторов изменения социально-экономического положения территории в результате реализации программных мероприятий могут быть приняты следующие показатели: объем  выпуска  продукции в отраслевом разрезе; бюджетная эффективность и эффект в целом и по уровням бюджетов; количество созданных   рабочих мест в целом и в отраслевом разрезе социального развития района (города) Республики Дагестан.
Необходимо оценить влияние реализуемых в рамках Программы проектов и мероприятий на экологическую обстановку в данной территории.
 
8. Организация управления программой  
и контроль за ее реализацией
 
 Формы и методы управления реализацией территориальной программы определяются заказчиком программы.
Общее руководство и контроль за ходом реализации программы осуществляет заказчик программы.
 К основным функциям  заказчика программы относятся:
подготовка проекта программы, его согласование с заинтересованными органами местного самоуправления и республиканскими органами исполнительной власти в установленном порядке;
координация исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценка результативности, содействие решению спорных ситуаций;
непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий, обеспечивающих институциональные и структурные преобразования,  а также работ в области территориального развития и реализации мероприятий целевых программ на территории Республики Дагестан;
подготовка отчетов о реализации программы, внесение предложений по корректировке программы.
    

    


Приложение